Если не приходит в голову, о чем может быть история, то можно просто придумать, что произошло с персонажами любимой книжки, когда история закончилась? Такие истории, придуманные читателями на основе уже существующих произведений других авторов, принято называть «фанфиками». Их можно сочинять про персонажей мультфильмов, книг и даже песенок. Что произошло, например, с лягушкой после того, как она неосторожно «съела кузнеца»? Может быть, ей захотелось чихнуть, и кузнечик вылетел на свободу? А как жилось вместе тёте Кошке, привратнику Василию и котятам, когда они построили для себя новый дом? А чем завершилась сказка о медведе, севшем на теремок и раздавившем его? Может, ему стало так стыдно, что он тоже предложил всем миром построить новое, большое и красивое жилище, где всем хватило места? Кто и как помогал на стройке?
Помните: дети воспринимают сказки гораздо серьёзней, чем взрослые. Это мы способны после фильма ужасов спокойно улечься в постель и заснуть, потому что прекрасно знаем – чудовища нарисованы на компьютере, а некоторые из них переодетые люди. Но напрасно твердить малышу «это всё не по правде». Для него все герои настоящие, и именно потому на свете существуют возрастные ограничения фильмов и передач.
Вы можете пересказать своими словами диснеевский мультик, выбрав его персонажем не Мулан или Покахонтас, а любимую Барби вашей дочери. Но не пытайтесь перелицевать на детский лад «ужастики», даже если пытаетесь «вырастить парня мужчиной». Сломать детскую психику легко. Ведь маленькие воспринимают вымысел всерьёз…
Избегайте страшных подробностей и неприятных описаний. Не делайте местом действия знакомые ребёнку помещения, такие как ванная, чердак, чулан или кладовка. Если уж у вас есть злой колдун в истории, пусть он живёт далеко в горах, а не на соседней улице. А то ребёнок начнёт бояться ходить гулять. Но лучше вообще обойтись без злодеев. Многие дети ассоциируют себя не с позитивным героем – победителем, а с «несчастной ведьмой, которую оставили без сладкого».
Обойтись без отрицательных персонажей сложно, но всё-таки можно. Пусть в вашей сказке будут герои, которые иногда ошибаются, однако при этом всё равно остаются хорошими. Возможно, на взрослый вкус детские истории будут казаться слишком слащавыми – но для острого и пикантного придёт время потом. Со старшим школьником или студентом можно и на боевик пойти вместе, и на ужасы. А пока пусть начинает познавать мир, находясь в безопасности, под вашей защитой.
Очень важно не запугивать ребёнка. Никаких плохих волков, страшных милиционеров и так далее. Я в детстве посмотрела сказку о совах, которые хотели упрятать мальчишку в мешок и улететь с ним, и эта птица на долгие годы стала моим главным страхом. Хотя на самом деле совы симпатичные, охотятся на мышей, а человека просто не поднимут! Да и в гнезде он им совершенно не нужен: люди для сов страшнее, чем совы для нас. Тем более – не нужно пугать ребёнка собаками, кошками, сантехниками, пылесосами и так далее – то есть всем тем, что так часто встречается в нашей обыденной жизни. Например, ботинки не могут быть злыми, даже если они – чёрного цвета.
История должна быть понятной для маленького человечка. Например, вы пытаетесь ему объяснить, почему важно мыть руки. Про микробов рассказывать бесполезно – малышу непонятно, что это за маленькие зверюшки, которых не видно. Он либо напугается их до ужаса, либо наоборот – начнёт сочувствовать бедолагам, и тогда точно мыло в руки взять не заставишь. Зато можно рассказать про свинку, которая любила играть в грязи, а вот мыть копытца не любила. Свинка пришла в гости, ей дали там вкусной каши, но когда свинка положила свои грязные копытца на чистую скатерть, после них остались следы. И свинке стало очень стыдно. Она пошла мыть копытца с мылом сама, добровольно, и она поняла, как важно садиться за стол с чистыми руками. Но при этом свинка не должна быть плохой – расскажите, до чего была милой эта свинка, какие у неё блестящие глазки, какие милые розовые ушки и очаровательный бантик на голове. Попробуйте её нарисовать, даже если вы «слабый художник». Расскажите, что она дружила со всеми животными во дворе, и с котятами, и со щенками, придумайте, в какие ещё игры они играли на улице. А если вам с ребёнком понравится история свинки, то можно сочинить о ней и её приятелях две, три сказки, целый сказочный сериал!
Сказка может быть не только воспитательной, но и информативной. Например, гораздо проще объяснить ребёнку, что такое Новый Год, что делают ребята в школе, для чего нам нужны правила дорожного движения и так далее, если использовать сказочные сюжеты. И пусть мы в реальной жизни не идём, например, сами в лес за ёлочкой. Пусть туда пойдут Снегурочка и Дед Мороз, а их там встретят зайчики и медвежата. При этом сказка может отражать ваши личные взгляды на мир.
Допустим, если у вас искусственная ёлка, и этот выбор вы считаете самым гуманным, пусть ваши герои придут в лес, посмотрят, какие там красивые ёлочки, и пожалеют срубать их. А дальше они могут нарядить ёлку прямо там, и водить хороводы на заснеженной поляне, или купить в магазине искусственную, как мама. Всё зависит от вашего воображения, от той ситуации, которая вам больше нравится. Или, может быть, ёлка сама решила приехать в гости к детворе? Она достала корни из земли и забралась в сани, побывала на празднике, а потом её вернули домой? Это взрослым такой сюжет кажется диким. Дети спокойно воспринимают добрые чудеса в сказках – хотя бы ту же самую щуку, исполняющую желания. Они не начнут кричать «так не бывает!!!». Да и если начнут – у вас всегда под рукой хорошая отговорка – «В жизни не бывает, а в сказке возможны любые волшебности!».